"Это действительно "спецоперация" – спасение людей". Глава Мариупольского райсовета об эвакуации с "Азовстали"

Из Мариуполя 1 и 2 мая удалось вывезти, по разным данным, около 100 мирных жителей, которые прятались в бомбоубежищах на “Азовстали”. Они рассказывают, что два месяца, с конца февраля, не видели солнца и из-за постоянных обстрелов завода боялись даже выйти наружу подышать кислородом. Жить им приходилось в темноте, ходить в туалет – с фонарем. Еда быстро закончилась и подвезти ее не удавалось: те, кто прятался с убежищах с детьми, рассказали, что дети постоянно плакали и просили есть.

Все эти люди не имеют никакого отношения к бойцам полка “Азов”, которые продолжают удерживать территорию “Азовстали”. Их дома просто находились по соседству с огромным заводом, и когда они были разрушены или повреждены обстрелами, люди нашли убежище в подвалах огромного предприятия: 

 

Глава Мариупольского районного совета Степан Махсма рассказал “Настоящему Времени”, что вывоз людей с “Азовстали” был настоящей “спецоперацией”, которую удалось осуществить при посредничестве ООН и “Красного креста” и при участии президента Украины Владимира Зеленского и вице-премьера Ирины Верещук. Россия долгое время не соглашалась на эвакуацию мирных жителей с “Азовстали” и продолжала каждый день обстреливать территорию завода и бомбить ее, вынуждая сдаться военных “Азова”, которые уже два месяца удерживают завод. Но после визита в Киев генсека ООН удалось договориться о перерыве в обстрелах на несколько часов, в течение которых людей удалось вывезти. 

Правда, по словам главы райсовета, пока далеко не все автобусы с эвакуированными приехали на территорию, которую контролирует Киев: приезд оставшихся планируется на утро вторника. 

– Скажите пожалуйста, все ли люди, которые были эвакуированы, доехали до территории, подконтрольной Киеву? 

– Люди, которые были позавчера и вчера были эвакуированы с “Азовстали”, сегодня в безопасном месте, они направляются в сторону Запорожья (интервью было записано вечером в понедельник - ред. ) Мы ожидаем в ближайшее время, что они прибудут в Запорожье, и будут уже находиться на подконтрольной украинской власти территории.

Это была действительно спецоперация, в которой было задействовано очень много людей: от президента Украины, от вице-премьер-министра Ирины Андреевны Верещук до губернаторов Донецкой и Запорожской областей, городского главы Вадима Бойченко, и до тех водителей, которые перевозят эвакуированных жителей. Государственная служба по чрезвычайным ситуациям, национальная полиция, патрульная полиция – это целая команда, которая работает над эвакуацией жителей города Мариуполя. Поэтому я хочу от [имени] всех мариупольцев поблагодарить эту команду, которая делает практически невозможное. Она делает то, что, наверное, должны делать, то, что призваны делать – спасать людей.

Поэтому мы стараемся все подробности не раскрывать. Но после того, когда уже жители заедут в город Запорожье, мы сможем рассказать более детально и более подробно.

– На прошлой неделе после того, как особенно сильные удары наносились по “Азовстали”, в том числе по территории полевого госпиталя, который там был развернут, много говорили о том, что необходимо вывезти с территории завода и некоторых военных, которые тяжело ранены. Можете ли вы сказать, удалось ли их вывезти, или они пока там?

– Нет, не удалось, это были условия российской стороны. Поэтому мы надеемся, что будет готовиться новый этап переговоров, где будут прописаны условия эвакуации раненых. И также, что будут прописаны условия эвакуации того мирного населения, которое еще осталось там. Там остались еще сотни жителей города Мариуполя, которые находятся в других убежищах.

Мы понимаем, что комбинат “Азовсталь” – это порядка 11 кв. км протяженность территории, это город в городе, и там очень много убежищ, где были люди. Поэтому нужно будет обследовать абсолютно все убежища, обойти все убежища для того, чтобы понимать и знать точное количество, сколько остается там людей. Мы знаем, что сотни мирного населения еще остаются там. Мы знаем, что это сотни раненых, которые остаются там. Ну и, конечно же, нужно продолжать эту эвакуацию и прописывать новый этап переговоров, чтобы их эвакуировать.

– Почему не удалось договориться о том, чтобы вывезти всех, кому это необходимо?

– Есть очень много факторов, которые не позволили это сделать: и позиции военных, и позиции переговорной группы. С нашей стороны, с мирной стороны, было сделано все возможное для эвакуации, у нас было подготовлено все: и скорые, и автобусы для мирного населения. Но почему-то российская сторона не воспринимает те условия и не дала нам возможности эвакуировать и раненых, и всех мирных.

– Можно ли оценить психологическое состояние эвакуированных людей? Кажется, что они находятся в относительном физическом здоровье, но есть ли те, которым необходима срочная медицинская помощь? Какие есть данные у вас на этот счет?

– Срочной медицинской помощи тем людям, которые сейчас направляются в Запорожье, нет. Но если кому-то нужна будет помощь – в колонне есть фельдшеры и медики, также там находятся 20 автомобилей скорой помощи, в которых находятся доктора и фельдшеры. Поэтому какая-то консультационная помощь была оказана, но такую помощь, которая бы влекла госпитализацию, никому не нужна была.

– Можете ли вы подтвердить, что сразу после того, как вывели эту первую часть людей, возобновились обстрелы “Азовстали”? И, собственно на что мы можем рассчитывать в этом смысле, когда мы говорим о следующем этапе переговоров и возможной следующей эвакуации?

– Я утверждаю, что только была уведена миссия ООН и Красного креста, сразу же начались обстрелы. Сегодня ведутся обстрелы абсолютно изо всех видов оружия. Сегодня продолжаются обстрелы и с помощью авиации, и с кораблей, и из артиллерии. Все абсолютно возможные и невозможные орудия реально уничтожают территорию и тех людей, которые все еще находятся и остались там.
“Это действительно “спецоперация” – спасение людей“. Глава Мариупольского райсовета об эвакуации с “Азовстали”
#Россия #Украина