"Эта задача – политическая, большого прироста доходов в бюджет она не даст". Экономист – о…

Российское министерство финансов вместе с министерством иностранных дел предложили приостановить действие соглашений России об избежании двойного налогообложения сразу со всеми так называемыми “недружественными странами”. Таковыми российские чиновники объявили сразу 51 государство – все страны Евросоюза, Великобритания, Норвегия, Австралия и США.

Соглашения “Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и недвижимость” с большинством стран Россия подписывала в конце 90 - начале нулевых.

Что такое двойное налогообложение и кому российский минфин в итоге навредит – объяснил доктор экономических наук Игорь Липсиц.

– Объясните, что это за соглашение об избежании двойного налогообложения? Получается, это соглашение было нужно, чтобы люди не платили налоги сразу в двух странах?

– Да, конечно. Если вы гражданин России и при этом работаете в другой стране, или у вас там есть недвижимость, которую вы сдаете, или вы создали компанию, которая работает, – у вас возникает налог на тот доход, который вы получили не на территории России. И тогда возникает вопрос: а вы должны и в России с этого заплатить?

Соответственно, возникли некие соглашения об избежании двойного налогообложения, которые позволяют платить только в одной стране, а не в двух. Потому что если ты платишь в двух странах, то возникает ситуация, когда вообще заниматься таким бизнесом становится до крайности невыгодно.

И это был такой некий шаг, который включал Россию, российские компании и российских граждан в мировую экономику. Сейчас идет обратное направление. И идет процесс с двух сторон. Запад исключает Россию из своего мира, и Россия мешает российским гражданам участвовать в международном экономическом пространстве.

На мой взгляд, вообще возникает такая достаточно страшноватая ситуация. Формируется какой-то забор вокруг России. И Россия становится таким зазаборьем, где все должно быть отдельно от мира. И это, конечно, большая беда, потому что пострадают, может быть, не столько граждане, сколько пострадают российские компании. Пострадают российские граждане, которые создавали небольшие иностранные компании, чтобы получить вид на жительство за рубежом – так называемые контролируемые иностранные компании. Те, кто создавал такие компании, равно как и российские компании, которые делали какие-то подразделения за рубежом, им придется платить налог и в зарубежном мире, и в российском. И это, конечно, очень сильно съедает прибыль.

– Соответственно, это влияет и на инвестиционную привлекательность любого бизнеса?

– Про инвестиционную привлекательность России вообще говорить сложно. Просто я говорю, что уходят иностранцы, потому что им совсем стало невыгодно. Но и россиянам теперь тоже становится невыгодно, и они покидают Россию.

Эта задача, как я понимаю, политическая. Я думаю, что эта мера никакого большого прироста доходов в российский бюджет не даст. Любопытно, что Минфин даже не озвучил какую-то цифру, которую он надеется получить в виде дополнительного дохода от этого шага. Речь идет о другом: заставить российские компании полностью покинуть мировой рынок, вернуться всем со своими капиталами в России, закрыть всех внутри российских границ, как об этом мечтает президент, и сидеть всем только здесь, не высовывая носа. Зазаборье.

– То есть надо заставить всех платить налоги в России?

– Это, конечно, страшная тема, потому что здесь возникает масса проблем. Недавно смотрел интервью декана экономического факультета МГУ Александра Аузана. Он просто плачет от того, что студентам дали бронь от призыва в армию, а профессорам и доцентам – не дали. Спрашивается: кто будет преподавать? Аузан просит хотя бы отменить налог 30% для преподавателей, которые будут учить студентов дистанционно из-за границы. Нет, эта тема Минфин не интересует. Получается, человек уехал за границу, встал там на какой-то учет. И теперь ему и в России платить налог, и там платить. Да лучше он не будет учить российских студентов из-за рубежа.

– Насколько это ударяет по россиянам, которые живут за рубежом? Фактически они должны платить налог 13% с доходов в России и еще сколько-то по законам той страны, в которой живут?

– Налог, к сожалению, не 13%, потому что у нас закон уже не такой. Если ты находишься больше 183 дней вне России, то ты платишь налог 30%. А это уже очень серьезный удар. Минфин месяца полтора назад про это даже поговорил, чтобы не терять российские человеческие ресурсы. Но ему, видимо, аккуратно из администрации президента объяснили, и он затих. Вместо этого сделали отмену соглашения о двойном налогообложении.

Так что сейчас россиянину очень трудно работать за рубежом, ему это невыгодно. И чтобы не попасть под двойное налогообложение, ему просто надо скрывать факт, что он зарабатывает за рубежом. Это становится легче, потому что теперь Россия выпала из системы обмена налоговой информацией. Мы в нее вошли, и налоговые службы друг другу сообщали, кто сколько и с каких граждан заработал. Теперь нас из этой системы исключили, поэтому, конечно, можно пытаться скрыть от российской налоговой службы, что ты зарабатываешь за рубежом. Это, конечно, для гражданина России незаконно, но такая история может быть.

– Вы говорите, когда раньше была система обмена налоговой информацией, как-то российские власти могли узнать, что кто-то зарабатывает за рубежом, сколько и на какие счета?

– Да. Потому что когда ты регистрируешься за границей, ты указываешь, что ты гражданин России, и за тобой присматривает налоговая служба. Она знает, что ты платишь налоги в России, потому что ты не являешься у них налоговым резидентом – ты об этом сообщаешь. А теперь ситуация такая, что раньше сообщали – было международное соглашение об избежании двойного налогообложения, но был и обмен налоговой информацией, все налоговые службы друг другу сообщали, и российская могла сообщить. Вот ты получил доход во Франции – ты должен с него что-то заплатить. А если теперь этого обмена нет, ты можешь зарабатывать где-то в Праге, допустим, и российская налоговая служба теперь уже никаким образом не узнает – только если кто-то на тебя подаст донос. А раньше это был регулярный процесс обмена количественными данными.

– А как вообще сейчас российские власти смогут узнать о доходах россиян за рубежом? Если человек, например, приедет в Россию, его могут в аэропорту об этом спросить?

– Спросить могут – доказать не могут. Я повторюсь: только если кто-то напишет на вас донос из ваших “друзей”. И в этом смысле россиян подталкивают к

, к сокрытию доходов, которые они получают за границей.

Но в ситуации есть некая проблема, потому что, вернувшись в Россию, вы можете попасть в ситуацию, когда у вас затребуют паспорт с отметками о пересечении границы. И тогда будет видно, что вы отсутствовали в России определенное количество лет. А на что вы жили тогда? И возникает вопрос: предъявите доказательства, на какие средства вы жили за границей.

– А почему кто-то должен это делать?

– Являясь гражданином России, вы подвержены налоговому законодательству России. Чтобы не попадать под это, вам сейчас надо выйти из российского гражданства.

Практически это решение об отмене двойного налогообложения подтолкнет очень многих россиян, находящихся за границей, но остающихся гражданами России, к тому, чтобы официально покинуть российское гражданство. Но для этого нужно иметь какое-то иное гражданство. Если они сумеют его получить, то они будут массово отказываться от гражданства России. Это тоже не очень простой процесс: отказаться от российского гражданства. Но в принципе сейчас людей будут побуждать к тому, чтобы получить хоть какое-то гражданство и выйти из российского.

» Original…

#Россия #Украина