"Труды мои, консервация, картошечка! Все сгорело!" Жители Чернигова подсчитывают ущерб от российской оккупации

В конце марта Россия объявила об отводе своих войск с киевского и черниговского направления – для того чтобы перебросить их на юг и восток Украины, где готовится большое сражение за Донбасс. Сам Чернигов сильно пострадал от российских военных – так же как и Киевская область, которая несколько недель находилась под оккупацией. Но жители города и окрестностей постепенно возвращаются домой и подсчитывают ущерб, который нанесла им война.

Надежда живет в селе Новоселовка возле Чернигова. То, что раньше было селом, сейчас представляет собой груду завалов. Все дома в селе разрушены или сгорели, как и дом пожилой женщины. В ее дом попало сразу несколько снарядов. Надежда в это время была в соседнем подвале. На пепелище своего дома женщина приходит каждый день. Вспоминает каждую деталь – все для нее было родное.

“Нету. Ни кухни летней, ни сарая. Вот это хата была, я евроремонт сделала. Трактор сгорел и плужки. Все сгорело! Труды мои. Консервация! Картошечка! Все сгорело. Тачки – и ее нету. А я без тачки никуда, как без рук, – жалуется Надежда. – А кот это – брата: смотрите, какие ворота, красавцы!”

Единственное имущество, которое осталось у пожилой женщины после российского вторжения, – чудом выжившая корова Лакомка.

“Я сейчас немного отошла, а то сутками плакала. Больше у меня ничего нет”, – рассказывает Надежда.

Таких людей, потерявших все, как и Надежда, в Новоселовке несколько сотен. Прямо по селу проходила линия фронта. Еще одна жительница села считает, что ее дом разрушили именно российские военные.

“Один снаряд попал на огород, я вам могу показать дыру от бомбы, – рассказывает она. – Еще один снаряд в сарай ударил и разбил его. А третий – разбил дом. Мы сидели в погребе. Это бомбили россияне. Потому что здесь, в селе, находились наши войска, которые не пустили их на Чернигов”.

В самом Чернигове, по разным подсчетам, в результате авианалетов и ракетных ударов пострадало около 40% всего огромного города. Сколько людей погибло – пока точно не берется говорить никто. Сегодня только под завалами одного дома нашли 50 погибших. Завалы продолжают разбирать, поэтому количество погибших, скорее всего, еще увеличится.

“Очень много людей считаются пропавшими без вести, есть неопознанные трупы в моргах, – говорит секретарь Черниговского горсовета Александр Ломако. – Я могу лишь оперировать цифрами, которые назвал городской глава Чернигова. Это около 700 или немного больше людей. Самые большие потери были, когда над городом начали летать самолеты и скидывать бомбы. Причем пилоты четко видели, куда их сбрасывают! Это ложь, когда они объясняют, что они “работали по координатам”. Была очень хорошая видимость“.

Пока спасатели пытаются достать тело погибшей женщины, ее выжившие соседи, которые жили этажом ниже, забирают свои вещи из квартиры.

“Хотим забрать что более или менее ценное, а то поразмародерят по-любому: уже ж лазили, видно, что лазили, – говорит хозяин квартиры. – Я метки оставлял, нитку подвязал, типа растяжки”. Хозяин квартиры рассказывает, что авианалет на его дом был совершен месяц назад. Местные жители, как и Ломако, говорят, что это было днем, при ясной погоде, и, по их словам, пилот летел очень низко и прекрасно видел, куда бросает бомбу – прямо на жилой дом.

“У меня была секунда времени, я успела только выбежать в коридор. Вот и спасло, – рассказывает одна из жительниц разрушенного дома. – Взрыв был сумасшедший, меня порезало осколками. Просто поднимаешься с пола – и ничего уже нет”.

Российскими авиаударами по Чернигову также полностью разрушен стадион. Тут играл клуб Украинской премьер-лиги, была детская спортивная школа. Теперь на месте стадиона зияют несколько дыр от авиабомб.

“Одна попала возле входа, одна здесь, на центральном поле, и возле библиотеки – вот старинное здание, видите? – показывают местные жители. – Варвары!”

Тренеры, которые работали в спортивной школе, сейчас сами разбирают осколки, собственными руками. Говорят – ради детей.

“Пока руками, инвентаря особого нет. Убираем, большие обломки выносим, – говорит Сергей Бакун, тренер детской футбольной школы в Чернигове. – В каждой группе у нас 9 человек осталось, 8, 3, 4. Сейчас уже не обстреливают, так что ребята во дворы выходят. Им надо чем-то заняться, мы будем продолжать работать”.

Замглавы Черниговской военно-гражданской администрации Дмитрий Иванов говорит, что правительство Украины приняло решение о выделении 1 миллиарда гривен на восстановление критической инфраструктуры разрушенных украинских городов, из них на Чернигов выделены 250 миллионов гривен.

“Я уверен в том, что денег нужно будет намного больше, но нам нужно понять масштаб разрушений, – говорит он. – Мы помним, как восстанавливали Донбасс: там работал проект Европейского инвестиционного банка. Я надеюсь, что так же наши международные партнеры в этих вопросах нас поддержат”.

Надежда из разбитого села Новоселовка пока не знает, как будет восстанавливать дом: по ее словам, восстанавливать уже нечего, нужно строить заново.

“Я уже ничего не загадываю! Может, дети помогут. Может, те, кто нас бомбили, помогут, гады эти. Гады! Ни свету, ни воды, ни газу! Ничего нема!”
“Труды мои, консервация, картошечка! Все сгорело!” Жители Чернигова подсчитывают ущерб от российской оккупации
#Россия #Украина