"Китай и Россия договорились строить многополярный мир в противовес американскому". Китаис…

В Москве 21 марта пройдут официальные переговоры президента России Владимира Путина с главой Китая Си Цзиньпином. Накануне их неформальный разговор в Москве длился более 4,5 часов.

Открывая неформальные переговоры с главой Китая перед прессой Путин поздравил Си Цзиньпина с переизбранием на пост председателя КНР в третий раз. Коснулся он и темы войны в Украине. По его словам, Россия с уважением относится к инициативам Китая по мирному урегулированию конфликта в Украине и внимательно ознакомилась с теми предложениями, которые Пекин представил месяц назад.

Си Цзиньпин в открытой части беседы, в свою очередь, вспомнил о запланированных на 2024-й год выборах президента России.

Уже есть первые реакции на визит Си Цзиньпина в Москву. Киев ожидает, что Пекин использует свое влияние на Москву для прекращения войны против Украины, заявили в украинском МИДе. А секретарь Совета нацбезопасности и Обороны Украины Алексей Данилов сказал, что китайские мирные инициативы могут быть реализованы в случае капитуляции России или вывода ее войск с территории Украины.

Госсекретарь США Энтони Блинкен заявил, что этот визит может говорить о том, что Пекин не считает Россию ответственной за военные преступления в Украине. А представитель Белого дома Джон Кирби подчеркнул, что США обеспокоены возможными призывами Си к прекращению огня в Украине, так как это позволит российским войскам оставаться на украинской территории. Кроме того, по словам Кирби, пока нет доказательств того, что Пекин принял какие-то решения о предоставлении Москве оружия, но этот вариант еще возможен.

О чем могли договориться Путин и Си Цзиньпин – рассказал китаист Петр Шевченко.

– Вчера Си Цзиньпин называл Путина “дорогим другом”. И это активно распространяют российские государственные медиа. Вы можете объяснить, что значит эта формулировка на самом деле?

– Действительно складывается такая картина, что общественное мнение по поводу встречи Путина и Си Цзиньпина ранжируется на экстремуме. С одной стороны, российская пропаганда толкает тезисы про то, что это очень важное событие, это действительно дружба и тому подобное.

А с другой стороны, мы имеем такой скептический взгляд, что это только церемониальная встреча, она не имеет какой-то важности в принципе.

Я придерживаюсь такого мнения, что мы должны понимать китайцев и концепцию “золотой середины”, “центрального пути”. На самом деле эта поездка важна, но она не настолько важна, как это пытаются представить определенные СМИ, пропаганда и так далее. Но, с другой стороны, она также не является просто церемониальной. Она важна с точки зрения геостратегии, экономики, а также политического взаимодействия почти оформившегося антиамериканского российско-китайского альянса.

– Сегодня состоится официальная часть переговоров Путина и Си Цзиньпина. Вчера они 4,5 часа говорили неформально. Что это за такой формат разговора?

– На самом деле вчера была именно основная встреча, вчера были приняты основные решения во время неформального общения. Есть китайский подход, когда все делается неформально. Сегодня уже будет часть, когда будут подписаны некие договоренности в плане экономического взаимодействия, стратегического партнерства и так далее. Но я думаю, что самый важный момент – геостратегическое взаимодействие России и Китая – эти определенные договоренности, консенсус между Россией и Китаем, между Си и Путиным, был достигнут вчера. Как и определенные договоренности по поводу того, что две страны должны дальше развивать свои отношения в контексте построения многополярного мира в противовес американским попыткам сохранить либеральный порядок, построенный на правилах.

– А мы можем догадываться, могли ли они о чем-то конкретном договориться?

– Я думаю, что тут очень много гипотез. И определенный инсайт к пониманию этих гипотез мы можем взять из того, как развивались в принципе российско-китайские отношения на протяжение последней декады, а также из того, как сейчас Китай начинает взаимодействовать с Россией в плане экономики. То есть Россия выполняет роль своеобразного тарана для Китая, разрушая международную архитектуру, построенную американцами после 90-х годов. А Китай за это вознаграждает Россию – за ее лояльность, за то, что Россия помогает Китаю выстроить свою модель.

То есть вот эти все китайские инициативы очень критикуют за то, что они расплывчатые, непонятные: глобальная инициатива безопасности, единой цивилизации, общего развития. Они расплывчаты, но на самом деле они имеют в себе серьезный вес, потому что они могут стать конкретной альтернативой определенным существующим американским конституциям.

Поэтому мы можем видеть, что Россия, скорее всего, будет продолжать выполнять роль инструмента раскалывания западного мира – в первую очередь это, конечно же, раскол Европы и США – и вообще раскачивание глобальной обстановки. То есть, можно сказать, роль “глобального хулигана”.

А Китай больше будет выполнять роль альтернативного центра Америки, а также, как это уже было продемонстрировано между Ираном и Саудовской Аравией, такого примирительного центра. То есть это такой провайдер глобальной безопасности. И это очень серьезная заявка не просто на региональную доминацию, не на Евразию, а даже на глобальный уровень, потому что Китай может стать таким миротворцем не только в Евразии, а, например, и в Латинской Америке, на Фолклендских островах, в Африке и так далее.

– В этой связи вчера как раз многие китаисты предполагали, что Китай в этом противостоянии с Америкой может начать помогать России оружием в войне против Украины, потому что США поддерживает Украину. Вы согласны?

– В Украине сложился такой консенсус – я действительно не знаю, сложился ли он естественно или он кем-то продвигается, – про то, что эта поездка является негативной для Украины. С моей точки зрения, поездка имеет в себе очень хорошие черты, потому что в конце концов Си Цзиньпин поговорит с Зеленским. Опять-таки, все карты на руках Зеленского: как он будет принимать решения – так оно и будет. Си Цзиньпин не сможет продавливать Зеленского, потому что за Зеленским стоит Америка. Получается, что это хорошо для Украины. Украина сможет сама донести свою позицию Си Цзиньпину лично.

Но это также и немного негативно для Украины. В каком контексте? Действительно по итогам этой встречи Китай может начать помогать России оружием. Это не будут прямые публичные поставки – нет, это невозможно. Это будет сделано подспудно, скрытно, неформально. Например, через Беларусь. Какие-то китайские комплектующие могут поставлять и в Беларусь. Там в технологическом парке “Большой камень” белорусы будут комплектовать какие-то боевые БПЛА и их отправлять в Россию. Или, например, снаряды, или артиллерийские системы, которые Китай уже продавал, например, в Африку на экспорт и так дальше.

Действительно, если Китаю не получится выступить медиатором между Россией и Украиной, тогда для украинцев эта встреча Путина и Си Цзиньпина может стать негативным фактором, потому что там могут быть договоренности по поставкам вооружения. То есть Китай начнет влиять на глобальную обстановку таким способом. Если у него не получится использовать дипломатию и экономику, чтобы принудить Украину к принятию мира, тогда он, возможно, пойдет на поставку вооружения. Это действительно самый негативный результат этой встречи для Украины.

Но пока что смотрим, как будет развиваться динамика. И если решение было принято, то мы об этом не узнаем публично, а уже узнаем из вестей с поля боя или из каких-то инсайдов, утечек в западной прессе и так далее.

– Вы думаете, Пекин может пойти на то, чтобы, как вы говорите, принудить Украину к каким-то мирным соглашениям не на тех условиях, на каких это нужно Киеву?

– Я думаю, что он в принципе будет разговаривать с Киевом с уже невыгодных для Украины условий, потому что основная зацепка, основной краеугольный камень противоречий заключается в территориях. Скорее всего, Китай будет настаивать на заморозке, на том, что необходимо заморозить ситуацию на земле, что, естественно, не может сейчас принять Украина и сам Зеленский, потому что это его репутация в первую очередь, а также и западные партнеры Украины. Поэтому это такая американо-китайская растяжка для Украины.

А Китай будет продвигать свою повестку, свое видение “мира” в Украине. И в первую очередь, конечно, он будет здесь задействовать экономические рычаги. Почему-то многие не очень детально смотрели эту позицию Китая по войне в Украине. Это не был план – это была позиция. И там в одном из пунктов значилось, что Китай потенциально может стать страной, которая будет заниматься реконструкцией Украины. Это мощнейший экономический рычаг в руках Пекина. То есть он может предложить Украине послевоенное экономическое восстановление. Но Украина может отказаться, как я уже обозначил. И тогда действительно он может пойти на то, чтобы повлиять на ситуацию поставкой каких-то вооружений. И баланс на поле боя может измениться, к сожалению, не в пользу Украины.

» Original…

#Россия #Украина