Город могил. Конфликт Пригожина и кубанского мэра из-за кладбища наемников

Владелец ЧВК “Вагнер” Евгений Пригожин вступил в открытое противостояние с мэром Горячего Ключа – кубанского города с 40 тысячами жителей – Сергеем Белопольским. Причиной стал запрет на похороны наемников на кладбище в станице Бакинской, которая территориально относится к Горячему Ключу. Белопольский объяснил это курортным статусом города и мнением общественности. Однако затем Пригожину дали карт-бланш на новые захоронения.

О кладбище ЧВК, расположенном по соседству с обычными захоронениями в станице Бакинской, стало известно в конце декабря. Тогда же пресс-служба Пригожина подтвердила, что кладбище действительно относится к ним, и сослалась на договоренности с краевой администрацией. В Бакинской захоронены более 500 убитых в Украине бывших заключенных со всей страны. Среди них – те, кто не имел родных или не захотел, чтобы тело выдали семье.

Или кладбище, или гробы в гостиной

17 марта Пригожин выложил эмоциональное аудиосообщение, в котором рассказал об “истерике” у мэра Белопольского, которая якобы произошла из-за того, что в Бакинскую ездит “много журналистов”. В случае отказа в захоронении он пригрозил привезти к мэру домой трупы наемников.

На следующий день пресс-служба Пригожина опубликовала запись телефонного разговора представителя ЧВК “Вагнер” с главой Горячего Ключа.

“Я не знаю, что делать, честно. Я постараюсь завтра с руководителем своим встретится, проговорить что-то, но я не знаю, какой будет результат. В этой части по взаимоотношениям с вами у меня нет полномочий, они закончились. Губернатор мне четко сказал, все вопросы по взаимоотношению с ЧВК, по захоронению, решать только через него”, – говорит на записи Белопольский.

Слова мэра раскритиковали депутаты Госдумы: ранее возглавлявший Краснодар Евгений Первышов потребовал от Белопольского оставить кресло и отправиться “на передовую”, его коллега Василий Власов назвал позицию мэра “отвратительной”. Заявление на него тут же поступило в Генпрокуратуру. Параллельно находящиеся на Донбассе наемники ЧВК “Вагнер” записали видеообращение, угрожая приехать в Горячий Ключ и “разобраться” с чиновниками.

В итоге Сергей Белопольский заявил, что он “с уважением относится к бойцам”, но не считает город-курорт подходящим местом для мемориала.

Могил хватит всем

Утром 19 марта похороны на кладбище в Бакинской все-таки состоялись – в землю опустили Анатолия Плотникова, Дмитрия Мальцева, Александра Коренева, Валерия Гришина, Олега Королева, Станислава Сулейманова, Алексея Иванова и Сергея Григорьева. Королев убит 5 января, Григорьев, Сулейманов и Гришин в марте, остальные – в феврале. Из-за распространенности фамилий и скрытых в приговорах дат рождения сложно достоверно установить, из каких они регионов и за что были осуждены.

Самого Пригожина на похоронах не было, но собравшимся включили аудио, в котором он назвал чиновников “спрятавшимися в кабинетах подонками”.

Эту церемонию посетили депутаты законодательного собрания Краснодарского края, городской думы Краснодара и совета Горячего Ключа. Ни один из них не представлял партию власти “Единую Россию” – практически все они оказались из активно пиарящейся на теме войны в Украине парламентской партии “Справедливая Россия – За правду”.

Расположения собравшихся чиновники не вызвали – взявшего слово муниципального депутата Даниила Фоминых освистали. Неодобрения собравшихся хватило и на начало выступления краевого парламентария Дениса Хмелевского.

Среди посетивших похороны наемников были поддерживающие войну прокремлевские активисты из самого Краснодара и других районов Кубани, обратил внимание присутствовавший на погребении автор телеграм-канала “Титушки в Краснодаре” Виталий Вотановский. По его словам, на месте он также заметил много машин с номерами других регионов, включая Забайкалье, Волгоградскую и Тамбовскую области.

На следующий день, 20 марта, Пригожин заявил, что представитель ЧВК встретился с губернатором Краснодарского края Вениамином Кондратьевым, и тот пообещал, что “никаких препятствий” для захоронения бойцов не будет.

Вотановский подсчитал, что сейчас на двух участках кладбища “вагнеровцев” в Бакинской 570 могил, при этом на соседней территории есть еще четыре свободных участка.

“При такой же плотности погребений – это порядка 1200 новых могил”, – добавил активист.

“Вагнеровцев” перестали бояться

Кубанскому мэру, как и любому чиновнику, не нужно пристальное внимание и визиты журналистов, комментирует слова главы Горячего Ключа политолог Иван Преображенский.

“Когда власти согласовывали размещение кладбище ЧВК “Вагнер”, влияние Пригожина было достаточно велико. Он вполне мог мэра, грубо говоря, расстрелять, посадить, кувалдой голову пробить. Как только стало понятно, что влияние резко падает, мэр, посоветовавшись с руководством, получил добро на отказ в дальнейших похоронах. Вряд ли это указание напрямую из администрации президента. Скорее человек, находящийся внутри российской бюрократической системы, понял, что Пригожин больше не страшен“, – пояснил эксперт.

 

После того как мэр Белопольский опубликовал пост с оправданиями, телеграм-канал чиновника атаковали боты. Предложение перенести мемориал собрало порядка 20 тысяч дизлайков при том, что на канал подписаны менее двух тысяч пользователей, заметил активист из Горячего Ключа Андрей Панюшкин.

“Слова Белопольского про “общественное мнение” – полная чушь. Наверное, я единственный, кто обратился к мэру по поводу похорон “вагнеровцев”, из-за которых Горячий Ключ скоро будут называть город-могила или город-кладбище. Все остальные общественные группы турбопатриотичны и поддерживают ЧВК“, – отмечает он.

Активист уточняет, что многие в Горячем Ключе так или иначе связаны с “вагнеровцами” – например, в семьях двух его соседей были убиты сыновья, воевавшие в составе компании. Однако жители не готовы открыто противостоять местной администрации: похороны, несмотря на выходной, собрали максимум 500 человек, а в городе проживает порядка 40 тысяч.

“Даже местные z-паблики сперва опубликовали посты с критикой Белопольского, а затем удалили их. Из муниципальных депутатов только двое засветились в этой истории, потому что у всех есть бизнес-интересы, связанные с администрацией, а какую поддержку им окажет Пригожин и что с ним вообще будет – неизвестно”, – объясняет Панюшкин.

Изначально власти не хотели, чтобы об этом кладбище знала широкая публика, поэтому для него выбрали отдаленное и от Горячего Ключа, и от федеральной трассы М-4 “Дон” место, убежден собеседник. Однако затем публикации канала “Титушки в Краснодаре” и последующее подтверждение от самого Пригожина привлекли к захоронениям внимание независимых СМИ.

“В конфликтной ситуации Пригожин намеренно выбрал мелкую сошку, а не, например, губернатора, хотя всем понятно, что вопрос согласовывался далеко не на уровне муниципалитета. Ранее он вступал в конфликты с губернаторами Бегловым и Куйвашевым без каких-либо последствий для последних”, – напомнил Панюшкин.

Белопольский – свой, Пригожин – нет

Кремль убедился в неэффективности ЧВК “Вагнера” в нынешнем формате, и компания потеряла личную поддержку руководства страны, отмечает один из федеральных политологов, попросивший не указывать его имя из-за репрессивного российского законодательства.

“В начале войны, увидев провал Минобороны, Путин сделал ставку на формирования кадыровцев и ЧВК, использовав их для давления на генералитет. Однако они не добились значимых побед. С начала 2023 года расположение президента вернулось к профессиональным военным. Бывшему союзнику Пригожина в противостоянии с Минобороны Рамзану Кадырову запретили критиковать генералов, и он тут же выложил восхваляющий министра Шойгу пост и вступил в полемику с ЧВК “Вагнер”, – продолжает собеседник.

Эксперт указывает, что для бюрократического аппарата Кадыров – свой, потому что встроен в вертикаль власти. По его мнению, такие же свои (разумеется, с куда меньшим влиянием) и мэр Горячего Ключа, и губернатор Краснодарского края.

“Однако Евгений Пригожин аппаратного веса не имеет, он не часть системы, а лишь исполнитель кровавых поручений. В этом конфликте Кремль будет на стороне пусть мелкого, но чиновника”, – предполагает политолог.

По его словам то, что Пригожин вынес конфликт на всеобщее обозрение и выложил запись разговора с мэром, “не может не раздражать”.

“Но и сам Пригожин понимает, что публичность – это его единственный ресурс. Особенно если популистски сыграть на нелюбви к чиновникам. Это уже заявка на политические амбиции”, – заключает собеседник редакции.

ЧВК “Вагнер” – российское неофициальное военное подразделение, бойцы которого принимали или принимают участие в боевых действиях в Сирии, Африке и Украине. Глава ЧВК “Вагнер” – предприниматель Евгений Пригожин, известный дружбой с президентом Владимиром Путиным и главой Чечни Рамзаном Кадыровым. Законодательством России деятельность частных военных компаний запрещена.

Потери среди заключенных и наемников из ЧВК “Вагнера” под Бахмутом Минобороны России может использовать, чтобы ослабить влияние Пригожина. Это может отпугнуть его сторонников – таких, как глава Чечни Рамзан Кадыров, который ранее публично выражал владельцу ЧВК поддержку, полагали аналитики Института изучения войны (ISW).

Вербовать заключенных Пригожин начал после нескольких поражений российской армии на территории Украины. По условиям контракта, осужденные, которые соглашаются принять участие в боевых действиях, должны полгода пробыть на передовой. Им под угрозой расстрела запрещено отступать и сдаваться в плен. Тем, кто через полгода останутся живыми, обещают помилование.
ЧВК "Вагнер" открыла в начале марта по меньшей мере три новых вербовочных пункта на базе российских спортивных клубов. Один из них – в спортивном клубе "Антарес" в Ростове-на-Дону. <p> <a href="https://www.kavkazr.com/a/gorod-mogil-konflikt-hozyaina-chvk-vagner-i-kubanskogo-mera-iz-za-kladbischa-naemnikov/32326467.html">&raquo;&nbsp;Original...</a> </p> <p>#Россия #Кавказ</p>