"Стучат с удовольствием". Кто помогает россиянам оплачивать штрафы за доносы

После того как Россия начала войну в Украине, россиян тысячами штрафуют за антивоенные высказывания, плакаты “Нет войне”, посты в соцсетях и даже украинские песни. Чаще всего под “дискредитацию” армии попадают жители регионов – обычные жители без медийного ресурса, с маленькими зарплатами и пенсиями. И выплатить назначенный судом штраф минимум в 30 тысяч рублей часто для них непосильная задача. Им помогает проект “РОСштраф”, который появился еще до войны. Сайт Север.Реалии рассказывает, что граждан России штрафуют по три раза, а количество штрафов увеличилось из-за желания полицейских выслужиться и доносов.

14 ноября 2022 года 56-летний пенсионер и художник из Ухты Арти Аарде проснулся от того, что в его квартиру громко стучали.

– Я спросил, кто там. Сказали, что соседи. Посмотрел, вроде бы похожи на соседей сверху. Открыл дверь, а они мне корочкой в нос. Пройдемте, говорят, с нами. Вломились в квартиру трое, все в штатском, никаких документов, кроме корочки, не показали. Угрожали, что сейчас в отделение поедем, а потом “туда тебя отправим, воевать за ленточку”. Словесный прессинг был, но физической силы не применяли, – вспоминает Аарде.

Его отвезли в полицию и составили протокол о “дискредитации” армии – за антивоенные изображения, которые он публиковал на своей странице во “ВКонтакте”.

На одной из них была инфографика, в которой объяснялось, когда человека в соответствии с Женевской конвенцией можно назвать воином, когда убийцей, а когда террористом. На другой был изображен ребенок, а рядом такой текст: “Русские солдаты уничтожили свет и тепло. Они воюют террором с детьми. Я замерз в темноте”.

На третьей – силуэт ребенка на качелях и подпись “Нас уже 1125”. На четвертой – отсылка к плакату “Родина-мать зовет”, только с другой подписью: “А ты получила компенсацию за сына?”

– Это сочли “дискредитацией”, хотя не было никаких упоминаний о том, какие солдаты против кого воюют, какие города разрушены, никаких опознавательных знаков, – говорит Арти.

Арти Аарде начал публиковать антивоенные посты с картинками сразу после 24 февраля. Как он говорит, “для тех, кто читать не любит”.

– Я испытываю огромную эмпатию к украинскому народу и коми народу [коренное население Республики Коми]. Не хочу, чтобы эти народы сокращались или страдали. Хочу, чтобы у каждого была возможность думать и анализировать. Народ сейчас стал никакой, пока происходящее не коснется каждого. Люди верят телевизору, я же хотел дать альтернативную информацию. Я сам делал картинки. По одному посту в день выставлял, в конце недели удалял, потому что это были уже старые новости, а потом по новой начинал. Как-то благополучно девять месяцев я информировал народ. На меня никто внимания не обращал. А потом на меня написали донос. Я этого человека лично не знаю, но по материалам дела это некая 51-летняя пенсионерка Людмила Великая, патриотка наша. Помогает СВОшникам, – объясняет Арти.

В материалах дела (есть в распоряжении редакции) говорится, что донос Людмила Великая отправила в центр по противодействию экстремизму 1 ноября. В своем заявлении она писала: “Арти Аарде выставляет посты с антироссийской информацией, ведет агитацию в пользу украинских националистов и осуждает военную операцию на Донбассе”. Оперативник Центра “Э” по фамилии Гросс посчитал, что в действиях Арти Аарде есть признаки “дискредитации”, и отправил в полицию материалы проверки.

Только в суде Арти Аарде узнал, что было возбуждено не одно, а четыре административных дела по “дискредитации” – по одному за каждую из четырех картинок. Как говорит Арти, в суде “было весело”.

– По полторы минуты на дело ушло. Одну минуту зачитывалось дело: тра-та-та, тра-та-та. А потом спрашивали: что можете сказать? Я начинал говорить, а мне отвечали: с вами все понятно, выйдите и ожидайте. И так четыре раза.

По каждому делу Арти оштрафовали на 30 тысяч рублей, то есть общая сумма по всем протоколам составила 120 тысяч. Аарде обжаловал решение в суде Ухты, проиграл, подал жалобу в Верховный суд Коми, но там тоже отменить штрафы не получилось. Сейчас он подал иск в Верховный суде России. Но пока идет этот процесс, Арти нужно выплатить 120 тысяч рублей – суд отклонил ходатайство пенсионера о рассрочке уплаты штрафа.

Пенсия у Арти 15 тысяч 783 рубля, он подрабатывает тем, что дает уроки по рисунку. Занимался изготовлением дизайнерской мебели, но после начала войны свое маленькое предприятие закрыл: люди стали экономить и эксклюзивную мебель покупать больше не могут, говорит он. Поэтому денег на выплату штрафа у него нет.

По совету архангельского журналиста Александра Пескова, который помогал ему с обжалованием в судах, Арти обратился за помощью в проект “РОСштраф”, он собирает деньги тем, кого наказывали за протестную активность. 120 тысяч рублей собрали за пять дней. В 2023 году этот сбор был пока самым большим для проекта.

Как “РОСштраф” помогает россиянам

Проект “РОСштраф” появился в декабре 2019 года. Его создал политолог Федор Крашенинников, которого незадолго до этого оштрафовали на 30 тысяч рублей за неуважение к власти из-за поста про “путинских судей” в телеграм-канале. Он объявил сбор средств на оплату штрафа, собрал денег и решил, что таким же образом может помогать другим оштрафованным по политическим статьям.

Как это работает

Человек, которому нужна помощь в сборе денег, обращается в “РОСштраф” через бот в телеграм-канале. Его заявку рассматривает волонтер. Для того, чтобы ее приняли, надо предоставить судебное постановление о штрафе. Волонтер проверяет дело на достоверность и берет его в работу.

В “РОСштрафе” есть юрист, который консультирует, как составить и подать ходатайство об отсрочке выплаты штрафа или апелляцию на решение суда. Это позволяет выиграть время, чтобы помочь большему числу людей.

 

Проект ориентируется прежде всего на непубличных жителей регионов, у которых нет медийного ресурса и которым сложнее оплатить штрафы.

В 2020 году “РОСштраф” работал в основном со штрафами за участие в митингах.

– 2020 год – это Хабаровск, помогали тем, кто выходил на протесты в поддержку губернатора Сергея Фургала, помогали журналистам и активистам, которых штрафовали также, как и Федора, за оскорбление власти. С января 2021 года начали чаще задерживать сторонников Навального, который тогда вернулся в Россию из Германии. Стало сразу понятно, что штрафов будет гораздо больше, – говорит координатор “РОСштрафа” Андрей Светлов (имя изменено из соображений безопасности).

Возвращение Навального и протесты

Оппозиционного политика Алексея Навального задержали в московском аэропорту 17 января 2021 года сразу после того, как он вернулся из Берлина, где лечился от отравления “Новичком”. Команда политика призвала к митингам за его свободу.

23 и 31 января состоялись наиболее массовые акции протеста, на которых, по данным “ОВД-Инфо”, было задержано не менее 9754 человек (проект отмечает, что реальные цифры по задержаниям могут быть значительно выше). Десятки человек были избиты, по итогам задержаний было возбуждено не менее 60 уголовных дел.

Протесты продолжались и в феврале, но менее активно. Всего “ОВД-Инфо” знает об 11 400 задержанных с момента возвращения Алексея Навального.

Число оштрафованных и суммы штрафов последовательно росли год от года, говорит Светлов. Если в 2020 году “РОСштраф” собрал 760 тысяч рублей для 18 человек, то в 2021 году сумма сборов составила 1 миллион 259 тысяч рублей для 37 оштрафованных. В 2022 году, когда началась война, суммы сборов выросли более чем в три раза – до 4 миллионов 213 тысяч рублей, проект помог 73 людям.

– Суммы штрафов выросли. Если посмотреть 2020 год, то за митинги давали и по 10 тысяч рублей штрафа, сейчас такие суммы очень редки. С началом войны штрафы в регионах стали выше, чем в Москве. Когда в столице были антивоенные митинги, то после них штрафы были по 15–20 тысяч, в регионах же всегда давали минимум 30 тысяч. Мне кажется, это попытка запугать. 30 тысяч для людей в регионах – это огромные деньги. Когда пенсионеру из деревни с пенсией в 12 тысяч назначают штраф в 30 тысяч, то это очень сильно по нему бьет, – рассказывает Андрей.

Штрафы же за “дискредитацию” армии России вообще не бывают меньше 30 тысяч рублей.

– В регионах чаще всего человеку дают именно “дискредитацию”, поэтому штрафы у людей выше. Средний штраф – 30–40 тысяч, хотя есть и другие случаи. Мы недавно собирали деньги молодому человеку, которому сотрудники полиции сказали, что если он признает вину, то в суде получит меньше штраф. Они надавили на него. А в итоге ему суд дал 49 тысяч, притом что верхняя планка по статье была 50 тысяч, – говорит координатор “РОСштрафа”.

Сколько в России дел о “фейках” и “дискредитации”

Через несколько дней после начала вторжения России в Украину Госдума внесла в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях новые статьи, которые фактически ввели военную цензуру в стране.

Появилась административная статья о “дискредитации” армии – 20.3.3 КоАП. Наказание по ней – только штрафы. Точное количество дел по этой статье неизвестно – они возбуждаются буквально каждый день. В октябре 2022 года РБК опубликовал статистику по таким делам: за восемь месяцев в российские суды поступило около 4800 дел о “дискредитации”. По данным “ОВД-Инфо” на 15 февраля 2023 года, в России возбуждено как минимум 5846 дел по “дискредитации”.

В Уголовный кодекс ввели статью о “фейках” о российской армии – 207.3. Максимальное наказание по ней – 15 лет лишения свободы. “ОВД-Инфо” известно о 139 делах по этой статье. По данным Генпрокуратуры, возбуждено 187 дел. Как уточнил глава правозащитной группы “Агора” Павел Чиков, по делам о “фейках” обвиняются 149 человек, в отношении некоторых из них дела заведены по нескольким эпизодам.

Есть еще и уголовная статья о “дискредитации” – дело по ней могут возбудить, если человека более двух раз оштрафовали по одноименной административной статье. По данным “ОВД-Инфо”, в России возбуждено как минимум 49 уголовных дел о “дискредитации”.

 

Порочная система

Количество дел о “дискредитации” стало таким большим, потому что и полицейские, и судьи участвуют в палочной системе и нужно отчитаться об определенном количестве дел по определенной статье, предполагают в “РОСштрафе”.

– Плановая система очень порочна, а у нас по ней работают и МВД, и суды. Ну и условия войны сейчас, как вы понимаете. Это было у Солженицына. Во время Второй мировой войны в отдаленных северных лагерях местные энкавээешники раскапывали все новые заговоры против власти, чтобы сохранять бронь и просто не уходить на войну. Если они не будут давать показатели, показывать, что работают, могут возникнуть вопросы. И тогда их самих могут на войну отправить. К тому же, я думаю, что многие полицейские верят в то, что им говорит начальство, что кругом враги, что те, кто выходят на митинги, – это шпионы и предатели, – рассуждает Светлов.

Сейчас основная масса тех, кто обращается в “РОСштраф” за помощью, – это те, кого судят за антивоенные посты и комментарии в соцсетях. Обращения идут волнами – в течение нескольких дней может не поступить ни одного обращения, а потом напишет сразу семь человек. После начала войны сбор штрафов ускорился, а потом средний чек перевода уменьшился почти в 2 раза – с 500 до 200–300 рублей, и штрафы стали собираться дольше, замечают в “РОСштрафе”.

Донос стал нормой

В первый год войны стало очень много дел, которые были возбуждены по доносам.

– Люди стучат с удовольствием. Если в 2021 году донос был удивительным явлением, то в 2022-м он стал нормой. Люди стучат на коллег по работе, на соседей, на знакомых. У нас был случай, когда человек пришел в больницу, его паспорт был в обложке с украинским гербом. Врач в больнице написала на него донос, и пациента оштрафовали, – говорит Андрей.

Больше всего заявок на помощь с оплатой штрафа в проект в 2023 году пришло из Республики Коми. РОСштраф собрал деньги для Арти Аарде и для еще двух жительниц республики – Анны и Оксаны.

60 тысяч рублей за выступление на сцене

2 апреля 2022 года на праздновании дня дружбы России и Беларуси в Ухте Оксана вышла на сцену и стала говорить об агрессии российской армии в Украине. Ей отключили звук, и тогда активистка развернула приготовленный плакат “Россия ❤️Беларусь. Нет войне☮️”. На сцену поднялись сотрудники полиции, вывели Оксану со сцены и отвезли в отдел полиции для дачи объяснений. Там ей угрожали уголовным дело о “фейках”, но отпустили. Позже позвонили снова и составили уже административный протокол о “дискредитации”. А потом еще один – за пост во “ВКонтакте” о преступлениях российских военных в украинской Буче. Суд прошел за один день по обоим эпизодам, за каждый Оксану оштрафовали на 30 тысяч рублей. Как говорят в “РОСштрафе”, “еще повезло”.

30 тысяч рублей за листовки

Анна после начала войны выходила на протестные митинги, вместе с друзьями расклеивала по городу антивоенные листовки. В ноябре 2022 года ее вызвали в полицию и составили на нее протокол о “дискредитации”. При этом сотрудники оскорбляли Анну и ее родителей, называли их предателями, говорили, что таких “надо высылать из страны”, и угрожали возбудить уголовное дело о “фейках”. В отделе полиции Анну продержали восемь часов без еды и воды, а потом отпустили под обязательство о явке. Анна пришла в отдел на следующий день, угрозы и оскорбления повторились. Туда же привезли и мужа активистки, хотя в момент расклеивания листовок его не было в городе. Из отделения полиции Анна вышла с протоколом о “дискредитации”. Суд оштрафовал ее на 30 тысяч рублей.

Тройные штрафы

Один из самых больших штрафов проект помог выплатить еще одной жительнице Коми – Елене Родвиковой, которую в 2021 году оштрафовали на 350 тысяч рублей по статье об оправдании терроризма. Елена через свои соцсети смогла собрать 100 тысяч рублей, “РОСштраф” подключился к сбору позднее и помог собрать еще 250 тысяч.

Уголовное дело против Елены Родвиковой, матери-одиночки из Сыктывкара, возбудили из-за постов во “ВКонтакте”: с декабря 2018 по март 2020 года Елена опубликовала несколько комментариев, которые, по мнению ФСБ, призывают к терроризму и экстремизму.

По версии следствия, Родвикова “испытывает стойкую неприязнь” к депутатам Госдумы, федеральным чиновникам и президенту. В феврале Родвикову отвезли на допрос в ФСБ, где от нее требовали признать вину в призывах к экстремизму и терроризму. Она отказалась это сделать. Через месяц её внесли в список людей, причастных к экстремизму и терроризму.

После попадания в этот список она не могла устроиться на работу, ее счета автоматически блокировались, а выживать ей помогали друзья и родные, и даже алименты она “получала с боем”. Родвикову оштрафовали на 350 тысяч рублей в октябре 2021 года. Из списка экстремистов и террористов ее исключили только в феврале 2023 года.

В последнее время людей начали штрафовать трижды за одно правонарушение.

– Раньше у человека выходил срок уплаты штрафа, и приставы за ним не очень бегали, можно было и на полгода опоздать с уплатой. Сейчас приставы буквально через два дня приезжают к должнику, везут его к себе, обманом уговаривают уплатить первоначальный штраф, а затем составляют на него протокол о неуплате, а судья выписывает первоначальный штраф в двойном размере. То есть получается, что человек оплачивает штраф три раза. Пока не понимаю, почему так происходит. Системы такой по регионам нет, это от случая к случаю. Может быть приставы и судьи так выслуживаются, – предполагает координатор “РОСштрафа”.

Роскомнадзор включил в список "оппозиционных" десятки СМИ регионов юга России. Многие из изданий неоднократно жаловались на давление властей: блокировки сайтов, уголовные дела в отношении журналистов, задержания и обыски, признание "нежелательными организациями". Редакция Кавказ.Реалии поговорила с представителями этих СМИ.
Почти весь 2022 год россияне выходили на антивоенные акции, заявляя о несогласии с вторжением в Украину. На юге России массовые публичные акции сменились одиночными пикетами и листовками на подъездах, а к началу мобилизации протест приобрел партизанские формы – поджоги военкоматов, диверсии на железной дороге. Редакция Кавказ.Реалии поговорила с активистами о том, как в условиях репрессий менялся протест на юге России.
В Краснодаре в конце февраля задержали активистку Алипат Султанбегову. Ее доставили в полицию на следующий день после возложения цветов к памятнику поэту Тарасу Шевченко в годовщину полномасштабного российского вторжения в Украину. Девушку три часа продержали в отделе и отпустили без составления протокола, однако начав в отношении нее проверку по уголовной статье. В интервью сайту Кавказ.Реалии Алипат Султанбегова рассказала об атмосфере в городе за год войны, о старшем поколении, захваченном пропагандой, и о причинах не уезжать из России. <p> <a href="https://www.kavkazr.com/a/stuchat-s-udovoljstviem-kto-pomogaet-rossiyanam-oplachivatj-shtrafy-za-donosy/32320633.html">&raquo;&nbsp;Original...</a> </p> <p>#Россия #Кавказ</p>